Водопады Tukuran и места вокруг озера Naujan на острове Миндоро (Филиппины)

Водопады Tukuran

В прошлые выходные поехали на водопады Tukuran. Прежде всего, очень захотелось дороги в собственном исполнении. Мы, конечно, ездили так или иначе, пока находились в других странах, но чаще это было с какой-то нагрузкой.

Дорога на водопад Tukuran на острове Миндоро на ФилиппинахКто-то должен был управлять лодкой, или брали проводника/водителя, потому что не везде дороги безопасны и не везде вообще есть адекватные карты местности. В странах третьего мира указатели не стоят на каждому углу, да и карты оставляют желать лучшего.

В Тайланде остров Ко-Тао был маловат для полноценного ощущения дороги, хоть мы и объездили его весь. А здесь — можно рвануть за 200-300 км своим ходом, видя все, что по дороге попадается, и будучи избавленным от водителей/лодочников/других людей.

Эта «дорога на двоих» всегда была нашим талисманом, практически гарантией счастья. Опробовав себя на дороге в Калапан, мы решили, что можем и дальше. И забрались в натуральные Филиппинские дебри.

Когда вам через полчаса после того, как вы свернули с шоссе и протряслись по грейдеру, качество которого заставлять пожалеть, что задница – не подушка, в общем, оставляет желать, открываются такие виды, то крыша начинает уверенно трещатьЗабавное из путешествий

Дорога к водопаду Tukuran на Филиппинах (остров Миндоро)При этом в тех маленьких деревеньках вокруг этой речки народу крайне мало. Там несколько домов на приличном расстоянии друг от друга, пара погонщиков мулов встретились, бескрайние рисовые поля и джунгли. И все. Небо, вода, природа, тишина….

Конечным пунктом путешествия были водопады Tukuran, местонахождение которых было нам точно неизвестно, но с помощью логики и пальцев филиппинских селян, которыми они приблизительно показывали направление дальнейшего движения, место мы таки нашли.

Чтобы добраться до водопадов Tukuran, Филиппины, остров Миндоро, водопад tukuranпришлось топать почти час по лесу, переходить раза 4 речку вброд, но оно того стоило.

Первый водопад Tukuran показался каким-то невзрачным, к тому же, редкие туристы, которые все-таки сюда забредают иногда, купались именно в первом водопаде. Дальше особенно никто не лазил. Мы по скалам прошли 3 порога и оказались на предпоследнем в череде. Последний  водопад совсем труднодоступен, но, возможно, мы повторим подвиг и поднимемся на последний. А пока….

Дойдя дВодопад Tukuran на Филиппинах (остров Миндоро)о третьего водопада Tukuran, мы обнаружили, что мы совершенно одни. С нами увязалась филиппинка в проводники, отвязаться от них там невозможно, потому что дорога через лес к водопаду Tukuran и правда довольно запутанная, но в итоге, доведя нас, она где-то там присела на скалу и затихла.

Ревела вода. Было жарко. И мы полезли туда купаться.

Я вообще не знаю, что это было. Но я точно помню, что этот кусок жизни выпал из привычного наблюдения за собой и реальностью. То есть, я помню, что был. Но зафиксировать это какими-то внятными словами я не могу до сих пор, потому что их нет.

Филиппинские животные на острове МиндороПомню, что когда мы приползли в отель вечером, мы чувствовали какую-то слабость или расслабленность, то ли огромную усталость, то ли облегчение, то ли еще что-то такое, что не позволяло функционировать в обычном режиме.

Помню, ночью я вышел на террасу отеля, где было море. И увидел над ним звезды. И просто стоял там, вглядываясь в их очертания. И не писал мысленно рассказ, как это иногда происходит Отдых в теплых странах и путешествия А просто стоял и смотрел на звезды.

Почему потом помнишь эти моменты — неизвестно. Наверное, в них есть подлинность бытия, как бы это пафосно ни звучало. Но четко я помню одно — в таком состоянии мое сознание пребывает крайне редко. И я даже не знаю, с чем сравнить. Наверное — с растворением.

Возможно, это тот самый дзен, к которому стремятся буддисты — когда тебя одновременно нет, но при этом ты каким-то образом есть. И осознать себя как отдельную единицу не представляется возможным, но при этом ты как-то осознаешь себя. Просто ты находишься в том, что тебя окружает, а не в себе самом.

Но, видимо, это можно только почувствовать, а не передать словами.

Озеро Naujan

Озеро naujan на Филиппинах (остров Миндоро)На самом деле у нас не было бы времени долго и всерьез исследовать озеро Naujan. Мы хотели только посмотреть на него, возможно, увидеть просто красивые виды. Поездка была рассчитана на 2 дня, в первый день с заездом на водопады Tukuran мы проехали порядка 80 километров.

Дальше, переночевав в отельчике на берегу моря, мы последовали дальше, понимая, что в этот день нам придется проехать всю дорогу обратно, а, соответственно, чем дальше уедем – тем дальше трястись обратно, причем ночью.

Отельчик, мы, кстати, забронировали на букинге – это был один из немногих отелей на острове Миндоро, который был доступен на букинге в этой глуши. Но, тем не менее, такой, слава богу, нашелся. Мы пытались позвонить по некоторым местным отелям, указанным на карте в справочнике, но в них или никто не брал трубку, или не говорил внятно по-английски.

Дорога на озеро Naujan на острове Миндоро на ФилиппинахКстати, филиппинцы не так плохо говорят как тайцы, часть предметов в их школах даже преподают исключительно на английском, так что договориться хоть как-то с большей частью филиппинцев вполне реально.

Так вот, мы решили немного прокатиться вокруг озера Naujan и поворачивать в сторону дома, так как дорога предстояла длинная – около 150 километров назад.

В результате, озеро Naujan, мы, конечно, увидели, но найти нормальные подходы к нему не получилось. В большинстве случаев к озеру Naujan вели маленькие деревеньки и выход на озеро был из них, а там не получилось бы усесться где-то рядом с озером и устроить привал.

Дорога на водопад Tukuran на острове Миндоро на ФилиппинахПравда, в итоге мы нашли какое-то место, где стояли пустые лодки, на которых иногда, видимо, выходили местные рыбаки, но побродив там, мы полюбовались красотами и решили поехать дальше, в надежде найти уголок посимпатичнее.

В результате у нас получилась поездка по местным деревенькам Забавное из путешествий Что тоже, по-своему, оказалось познавательно. В некоторых деревнях явно белых не видели, или видели очень редко, поэтому некоторые филиппинцы даже выскакивали на улицу поглазеть на нас.

Некоторые махали руками, некоторые удивленно поднимали брови, но в целом, отношение к нам всегда было доброжелательным.

В отпуск на остров Миндоро на ФилиппинахА виды… Виды, мы, конечно, получили сполна. И увидели заодно, как живет филиппинская глубинка. В целом, это мало отличалось от того, что мы видели в поселках в окрестностях Пуэрто-Галеры. Но, как говорится, еще глуше и еще более близко к природе.

Цивилизации там – минимум. Вода-то в домах есть далеко не у всех, не говоря уж о благоустройстве жилищ.

Однако, дети там всегда ходят наглаженные в школу, начищенные, и, видимо, этому вопросу в филиппинских семьях уделяется немалое значение. Можно было не раз увидеть довольно оборванных с виду родителей, ведущих в школу очень даже презентабельно выглядящих детей.

Большая часть жизни происходит у них или на улице, или под навесом, заметно порой, что вся домашняя утварь, то, чем пользуются для обустройства дома – все удивительно древнее, старое, а порой сделанное из чего попало.

Но, самое интересное, что филиппинцев это мало смущает, по крайней мере, не портит общего позитивного настроя и боевого духа Отдых в теплых странах и путешествия Так что контакт с этими людьми, пусть и поверхностный, нередко сообщал нам просто хорошее настроение. Спасибо им за это!

Дорога к водопаду Tukuran на Филиппинах (остров Миндоро)