Водопады Tukuran и места вокруг озера Naujan на острове Миндоро (Филиппины)

Водопады Tukuran

В прошлые выходные поехали на водопады Tukuran. Прежде всего, очень захотелось дороги в собственном исполнении. Мы, конечно, ездили так или иначе, пока находились в других странах, но чаще это было с какой-то нагрузкой.

Кто-то должен был управлять лодкой, или брали проводника/водителя, потому что не везде дороги безопасны и не везде вообще есть адекватные карты местности. В странах третьего мира указатели не стоят на каждому углу, да и карты оставляют желать лучшего.

В Тайланде остров Ко-Тао был маловат для полноценного ощущения дороги, хоть мы и объездили его весь. А здесь — можно рвануть за 200-300 км своим ходом, видя все, что по дороге попадается, и будучи избавленным от водителей/лодочников/других людей.

Эта «дорога на двоих» всегда была нашим талисманом, практически гарантией счастья. Опробовав себя на дороге в Калапан, мы решили, что можем и дальше. И забрались в натуральные Филиппинские дебри.

Когда вам через полчаса после того, как вы свернули с шоссе и протряслись по грейдеру, качество которого заставлять пожалеть, что задница – не подушка, в общем, оставляет желать, открываются такие виды, то крыша начинает уверенно трещатьЗабавное из путешествий

При этом в тех маленьких деревеньках вокруг этой речки народу крайне мало. Там несколько домов на приличном расстоянии друг от друга, пара погонщиков мулов встретились, бескрайние рисовые поля и джунгли. И все. Небо, вода, природа, тишина….

Конечным пунктом путешествия были водопады Tukuran, местонахождение которых было нам точно неизвестно, но с помощью логики и пальцев филиппинских селян, которыми они приблизительно показывали направление дальнейшего движения, место мы таки нашли.

Чтобы добраться до водопадов Tukuran, пришлось топать почти час по лесу, переходить раза 4 речку вброд, но оно того стоило.

Первый водопад Tukuran показался каким-то невзрачным, к тому же, редкие туристы, которые все-таки сюда забредают иногда, купались именно в первом водопаде. Дальше особенно никто не лазил. Мы по скалам прошли 3 порога и оказались на предпоследнем в череде. Последний  водопад совсем труднодоступен, но, возможно, мы повторим подвиг и поднимемся на последний. А пока….

Филиппины, остров Миндоро, водопад tukuranДойдя до третьего водопада Tukuran, мы обнаружили, что мы совершенно одни. С нами увязалась филиппинка в проводники, отвязаться от них там невозможно, потому что дорога через лес к водопаду Tukuran и правда довольно запутанная, но в итоге, доведя нас, она где-то там присела на скалу и затихла.

Ревела вода. Было жарко. И мы полезли туда купаться.

Я вообще не знаю, что это было. Но я точно помню, что этот кусок жизни выпал из привычного наблюдения за собой и реальностью. То есть, я помню, что был. Но зафиксировать это какими-то внятными словами я не могу до сих пор, потому что их нет.

Помню, что когда мы приползли в отель вечером, мы чувствовали какую-то слабость или расслабленность, то ли огромную усталость, то ли облегчение, то ли еще что-то такое, что не позволяло функционировать в обычном режиме.

Помню, ночью я вышел на террасу отеля, где было море. И увидел над ним звезды. И просто стоял там, вглядываясь в их очертания. И не писал мысленно рассказ, как это иногда происходит Отдых в теплых странах и путешествия А просто стоял и смотрел на звезды.

Филиппинские животные на острове МиндороПочему потом помнишь эти моменты — неизвестно. Наверное, в них есть подлинность бытия, как бы это пафосно ни звучало. Но четко я помню одно — в таком состоянии мое сознание пребывает крайне редко. И я даже не знаю, с чем сравнить. Наверное — с растворением.

Возможно, это тот самый дзен, к которому стремятся буддисты — когда тебя одновременно нет, но при этом ты каким-то образом есть. И осознать себя как отдельную единицу не представляется возможным, но при этом ты как-то осознаешь себя. Просто ты находишься в том, что тебя окружает, а не в себе самом.

Но, видимо, это можно только почувствовать, а не передать словами.

Озеро Naujan

Озеро naujan на Филиппинах (остров Миндоро)На самом деле у нас не было бы времени долго и всерьез исследовать озеро Naujan. Мы хотели только посмотреть на него, возможно, увидеть просто красивые виды. Поездка была рассчитана на 2 дня, в первый день с заездом на водопады Tukuran мы проехали порядка 80 километров.

Дальше, переночевав в отельчике на берегу моря, мы последовали дальше, понимая, что в этот день нам придется проехать всю дорогу обратно, а, соответственно, чем дальше уедем – тем дальше трястись обратно, причем ночью.

Отельчик, мы, кстати, забронировали на букинге – это был один из немногих отелей на острове Миндоро, который был доступен на букинге в этой глуши. Но, тем не менее, такой, слава богу, нашелся. Мы пытались позвонить по некоторым местным отелям, указанным на карте в справочнике, но в них или никто не брал трубку, или не говорил внятно по-английски.

Кстати, филиппинцы не так плохо говорят как тайцы, часть предметов в их школах даже преподают исключительно на английском, так что договориться хоть как-то с большей частью филиппинцев вполне реально.

Так вот, мы решили немного прокатиться вокруг озера Naujan и поворачивать в сторону дома, так как дорога предстояла длинная – около 150 километров назад.

В результате, озеро Naujan, мы, конечно, увидели, но найти нормальные подходы к нему не получилось. В большинстве случаев к озеру Naujan вели маленькие деревеньки и выход на озеро был из них, а там не получилось бы усесться где-то рядом с озером и устроить привал.

Правда, в итоге мы нашли какое-то место, где стояли пустые лодки, на которых иногда, видимо, выходили местные рыбаки, но побродив там, мы полюбовались красотами и решили поехать дальше, в надежде найти уголок посимпатичнее.

В результате у нас получилась поездка по местным деревенькам Забавное из путешествий Что тоже, по-своему, оказалось познавательно. В некоторых деревнях явно белых не видели, или видели очень редко, поэтому некоторые филиппинцы даже выскакивали на улицу поглазеть на нас.

Некоторые махали руками, некоторые удивленно поднимали брови, но в целом, отношение к нам всегда было доброжелательным.

В отпуск на остров Миндоро на ФилиппинахА виды… Виды, мы, конечно, получили сполна. И увидели заодно, как живет филиппинская глубинка. В целом, это мало отличалось от того, что мы видели в поселках в окрестностях Пуэрто-Галеры. Но, как говорится, еще глуше и еще более близко к природе.

Цивилизации там – минимум. Вода-то в домах есть далеко не у всех, не говоря уж о благоустройстве жилищ.

Однако, дети там всегда ходят наглаженные в школу, начищенные, и, видимо, этому вопросу в филиппинских семьях уделяется немалое значение. Можно было не раз увидеть довольно оборванных с виду родителей, ведущих в школу очень даже презентабельно выглядящих детей.

Большая часть жизни происходит у них или на улице, или под навесом, заметно порой, что вся домашняя утварь, то, чем пользуются для обустройства дома – все удивительно древнее, старое, а порой сделанное из чего попало.

Но, самое интересное, что филиппинцев это мало смущает, по крайней мере, не портит общего позитивного настроя и боевого духа Отдых в теплых странах и путешествия Так что контакт с этими людьми, пусть и поверхностный, нередко сообщал нам просто хорошее настроение. Спасибо им за это!