Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика): в гостях у сказки

///Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика): в гостях у сказки

В прошлых рассказах о сенотах Мексики я писал о сенотах для дайвинга и о сенотах под Меридой. В этом рассказе часть сенотов (куда, в принципе, и так достаточно часто возят группы), я назову по именам, но названия некоторых сенотов оставлю за кадром: именно по этим сенотам мы готовы организовать индивидуальные поездки, а поэтому некоторый налет тайны – обязателен Забавное из путешествий

Итак. Сеноты на полуострове Юкатан в районе Вальядолида: поговорим, прежде всего, о достаточно известных.

Известные сеноты на полуострове Юкатан

Самые известные, куда обычно возят группы после Чичен-Ицы –

Сеноты Самула и Шкекен (Samula, Xkeken)

Сеноты Самула и Шкекен (Samula, Xkeken)Приходится признать, что несмотря на свою истоптанность, эти сеноты на полуострове Юкатан действительно красивы, особенно для тех, кто видит их в первый раз. Но есть смысл понимать, что на Юкатане — около 6000 сенотов, из них официально зарегистрированных — только 2400, а раскрученных и относительно известных — всего несколько сотен. И то, что я покажу ниже – даже еще более завораживающе, чем эти два. Но, тем не менее, Samula и Xkeken стоят посещения.

Если вы – самостоятельный путешественник, то советую приехать туда как можно раньше, группы обычно привозят после Чичен-Ицы, а соответственно, после полудня сеноты, как правило, переполнены. Но до полудня у вас есть шанс насладиться зрелищем в одиночестве или хотя бы малолюдности.

Купаться можно в обоих.

На территории есть магазины с сувенирами, там же предлагаются какие-то покатушки на квадроциклах по джунглям, фото с большими попугаями, в общем, весь туристический антураж присутствует, и прорываться через него вам таки придется в любом случае, но с утра работники туриндустрии не так навязчивы Отдых в теплых странах и путешествия

Сенот Йокдсонот (Yokdzonot)

Сенот Йокдсонот (Yokdzonot)Туда тоже нередко возят группы после Чичен-Ицы, но явно в меньшем количестве. Мы приехали туда во второй половине дня, и там было не очень много народу. Мне трудно сказать, почему мне он понравился.

Сеноты на полуострове Юкатан бывают открытые (типа колодца) или закрытые (типа пещеры), открытых сенотов на Юкатане достаточно немало, однако, в Йокдсоноте то ли какая-то особая атмосфера, то ли просто в тот день звезды так сошлись, что именно там мы впали в какое-то блаженное, вдохновенное состояние, и провели в итоге часа два, делая фотографии и купаясь в сеноте. Нам практически никто не мешал. Сенот Йокдсонот (Yokdzonot)Виды на сам сенот с берегов довольно красивые, на территории сенота сделаны зоны отдыха, есть небольшое кафе, правда, желающим поплавать насильственно впаривают жилеты, но мы отбились Забавное из путешествий

Вход стоит 70 песо с человека

Для примера покажу вам еще один сенот такого же типа, где никакой инфрастуктуры нет, но при этом сенот не менее пригоден для отдыха и купания, и, что радует – практически не посещаем. Вообще, сеноты на полуострове Юкатан не отличаются (пока) сильной загруженностью, кроме тех сенотов, которые находятся близко к побережью (например, в районе шоссе Тулум-Канкун) или тех, что расположены рядом с известными археологическими зонами (Коба, Эк-Балам, Чичен-Ица).

Но стоит отъехать вглубь полуострова — и вполне реально найти немало сенотов, где отдыхать можно практически в полном одиночестве. И это важно для тех, кто хотел бы в тишине насладиться красотой сенота и его энергетикой, которую обычно трудно прочувствовать там, где постоянно кто-то визжит, раздаются крики гида или охраны, смех, плеск и другой шум.

Сенот Йокдсонот (Yokdzonot)

Люди отдыхают по-разному, но наш маршрут рассчитан на тех, кто хотел бы действительно углубиться в тему. А для осознанных контактов с местом и правда нужна хотя бы относительная тишина.

Сеноты Паломитас и Агуа Дульсе (Palomitas, Agua Dulce)

Они находятся на одной территории, вход в каждый сенот стоит 90 песо.

Трудно сказать, какой из них более красив. Мы открыли их для себя еще в прошлом феврале, когда ехали в наше первое путешествие на машине по Мексике в сторону Паленке.

Оба они – достаточно большие, с красивыми и величественными сталактитами и сталагмитами, в каждом тоже можно купаться и когда мы там были в первый раз – там не было ни души. Со временем эти сеноты на полуострове Юкатан стали более популярны, однако столпотворения в них по сей день не наблюдается, поэтому созерцать красоты и наслаждаться прохладной и чистой водой можно в относительной тишине.

Сеноты Паломитас и Агуа Дульсе (Palomitas, Agua Dulce)

Относительно недалеко от этих двух сенотов мы открыли для себя еще один. Он как минимум пока – тоже не особенно раскручен, интересен тем, что из-за провала потолка пещеры там когда-то возник небольшой островок. Получился, по сути, открытый сенот, на дне которого – остров, а вода – вокруг него кольцом. И чтобы до него добраться, придется пройти пешочком по лесу с километр…

Ну а теперь перейдем к самому завораживающему – тайне Отдых в теплых странах и путешествия

Малоизвестные сеноты на полуострове Юкатан

Величественная ритуальная пещера

Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)Один из сенотов, который мы практически случайно для себя открыли, оказался похож на пещеру из сказки. С самого начала, едва только зайдя в этот сенот, мы почувствовали его особую атмосферу. Таких затейливых и причудливых сталактитов я, кажется, до того не видел – словно вся огромная пещера была переполнена скульптурами, резными колоннами, орнаментами и каменным кружевом.

Спустившийся с нами смотритель что-то говорил о том, что это – единственная пещера на Юкатане, где весь сенот можно было изначально обойти ногами кругом (даже тогда, когда там еще не было деревянного настила), и поэтому он очень активно использовался как место проведения различных церемоний. Сеноты на полуострове Юкатан вообще нередко использовались индейцами майя в качестве мест для проведения ритуалов (а порой — и жертвоприношений), и именно здесь я весьма живо себе представил собрание жрецовСеноты на полуострове Юкатан (Мексика) и старейшин, а также градус благоговения допущенных к таинствам…

Для туристов, как понимаю, тут иногда устраивают какие-то церемонии, но они скорее показательные, чем действительно всерьез. Впрочем, думаю, атмосферой кто-то проникается… Ею и без церемоний, уж поверье, вполне можно проникнуться, едва туда попав Отдых в теплых странах и путешествия

В этот сенот возят группы, но чаще – европейцев, и по предварительной договоренности. Выяснить, почему хозяева сенота решили именно так – нам не удалось, все-таки нашего испанского не хватило уже на выяснение тонкостей, но факт, что группы не очень большие и приезжают они не часто.

Самостоятельным путешественникам вход не закрыт, но при этом ваше посещение будет так или иначе отрегулировано в связи с группой, если в этот день она там есть.

Сенот и две пещеры

Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)

Другой сенот оказался богат не только сказочной пещерой, но на этой же территории, чуть дальше сенота, есть еще две пещеры, туда вас могут отвести по желанию. Естественно, мы потыкались во все дырки Забавное из путешествий

Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)Одна из пещер – довольно небольшая, но величественная,  снизу можно созерцать огромные корни деревьев, спускающиеся сверху. Можно считать, что это — тоже сенот, потому что в самом низу было видно кусочек воды. Весь фан этой пещеры – в спуске по веревке. Естественно, одеваешь обвязку, получаешь минимальную инструкцию, как всем этим пользоваться, и едешь вниз. Обратно поднимаешься по веревочной лестнице со страховкой.

Но другая пещера, по которой можно побродить – намного интереснее. В ней есть даже интересное место для фотосессии. Правда, туда нужно брать штатив и серьезно мучить модель на предмет не дышать и не двигаться Забавное из путешествий Мы попытались это исполнить на ходу, но было бы интересно и всерьез поработать с этой картинкой…

Пещеры на полуострове Юкатан

Однако, буквально в этот же день мы видели пещеру еще интереснее и больше!

Сенот с большой пещерой и останками

Когда мы приехали в тот сенот, поначалу ничего интересного особенно не увидели – да, небольшая пещерка, скромное озерцо воды, несколько стенок с причудливыми узорами, но ничего особенного, на первый взгляд.

Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)

Пока хозяйка сенота не сказала о том, что тут есть обширная пещера. Куда она сама нас и проводила. В итоге мы два часа лазили по довольно большой пещере, разглядывая и большие величественные залы, и тесные проходы, и участки, напоминавшие лабиринт, и даже найденные владельцами сенота зубы и кости, которые (как клятвенно заверяла хозяйка) они нашли здесь.

Череп и кости они якобы оставили где лежали (она нам показывала это место под выступом скалы), а зубы, найденные в разных местах пещеры, собрали в пару мест и сложили на камень. Чьи это в действительности зубы и кости – остается только догадываться. Могу уверенно сказать одно – человеческие Отдых в теплых странах и путешествия

И еще одно тоже могу сказать уверенно – все эти бедные индейцы, живущие в нищей деревушке, никак не тянут на исполнителей ритуальных убийств или даже не ритуальных. Но, собственно, красота пещеры меня интересовала куда больше, чем происхождение костей.

Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)

В принципе я могу допустить, что все возможно. Многие сеноты на полуострове Юкатан и правда были местом жертвоприношений, могли и просто кого-то не ритуально грохнуть, а концы – в воду…. Следы древних войн, разборок или жертвоприношений – уже не так важно. В принципе – могло, археологи до сих пор все это древнее тут находят. А может и фейк. Но то, что пещера – настоящая, сомнений не вызывает. А остальное – детали.

Заброшенный сенот

Вообще-то мы нашли не один такой, но расскажу я об одном. С ним была связана забавная история. В начале января мы поменяли машину – продали старую, купили новую. Вечером после покупки машины жена сказала задумчиво:

— Надо было бы как-то обмыть…. но…..
Но мы почти не пьем и никакого особого вдохновения на это дело все равно не было. Так и не придумали, как именно «обмыть». Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)Думали, что обкатать — вполне сойдет. Но вселенная, кажется, буквально услышала Забавное из путешествий

Ближе к вечеру нашли мы заброшенный сенот. Красота, тишина, ну в общем, все как мы любим. И тут, думаю я, надо бы пробраться к другому берегу колодца, откуда как раз вид на уже зарастающую, но все еще годную лестницу, и ракурс такой классный…

В общем, ничего не предвСеноты на полуострове Юкатан (Мексика)ещало. Надо было просто снять обувь и пройти несколько метров по камням, залитым водой (где-то чуть ниже колена), пристроиться на последнем выступе перед отвесной стеной и снять пару хороших кадров.

Пошел, дошел, снял. Разворачиваюсь, и думаю — надо бы фотоаппарат в рюкзак положить, мало ли… И тут вижу прямо перед собой гнездо диких пчел. Соты, мед, все дела. Ну, меня это не сильно смутило — мало ли тут диких пчел, и вообще, я тут уже давно стою, видимо, я им не мешал. Но тут я внезапно почувствовал себя Винни-Пухом. Потому что я определенно перестал казаться им тучкой Забавное из путешествийОтдых в теплых странах и путешествияЗабавное из путешествий

Таак… Некогда уже убирать фотоаппарат, надо бы убраться самому побыстрее. Я намотал ремень фотоаппарата на руку, вернул рюкзак на спину и быстро двинул по камням. Ну, пережить укус пчелы в плечо или куда-то еще, я могу не особо дергаясь. Но, простите, в глаз?….

Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика)Тут я, конечно, уже вынужден был оторвать руку от камней и смахнуть падлу с глаза. И, что было, видимо, неизбежно — поскользнулся. Красиво держа фотоаппарат на вытянутой руке, я рухнул в сенот Отдых в теплых странах и путешествия

Знаете, как сильно надо любить фотографию, чтобы падая в сенот, будучи укушенным пчелой практически в глаз, думать только о том, что правая рука должна быть вытянута и фотоаппарат должен выжить любой ценой? Забавное из путешествий

Жена мне рассказала потом, как сильно удивлялась — откуда у меня столько рук? Вроде, одна держала камеру, но второй я умудрялся одновременно снимать рюкзак, поясную сумку, выбрасывать это на берег, хвататься за камни и вылезать.

Она уже сняла тапки, думая нырять за мной если что, но все произошло довольно быстро. Когда я вытащил на берег вещи и себя, мы начали их быстро разбирать, поняли, что в принципе, ничто сильно не пострадало, умер только мой смартфон, но его я собирался в ближайшее время меняСеноты на полуострове Юкатан (Мексика)ть, так что не расстроился, неудобство — не более.

И тут я понял, что ключи от машины были у меня в кармане шорт, и они точно, вот совсем точно промокли….

Обратный путь по лесу мы шли в рефлексиях откроется ли машина. Если нет — вечер переставал быть томным, потому что там всё — еда, сухая одежда, да вообще — возможность куда-то доехать. А то, на минуту, стоим мы в какой-то глуши, где вокруг — бедная деревенька и несколько ранчо, в общем, оооочень далеко до ближайшей цивилизации. И связи там нет тоже.

— Обмыли машину, да. Прям в священном сеноте обмыли — сказала жена.

Но машина открылась. Хотя сигнализацию иногда подглючивает до сих пор – видимо, память о священном сеноте Отдых в теплых странах и путешествия

Сенот откровений

Сеноты на полуострове ЮкатанИ напоследок – один сенот, который впечатлил меня даже больше величественных и сказочных пещер.

Он меньше, скромнее. Он практически не посещаем – мы были там пару раз и оба раза приезжали не утром. В журнале посещений видели всего пару записей за день.

Самоеценное, что для меня там было – это удивительно чистая возможность поговорить с этим местом, с землей, с энергиями, да даже и с собой самим на какой-то особенной частоте, особенно прозрачно звучащей.

Словно все тонкие моменты внутри меня вдруг становились максимально отчетливыми, а в воздухе витали ответы на вопросы, на которые я их долго не мог найти. Именно там я отчетливо чувствовал, что земля со мной говорит именно здесь, я ее слышу и чувствую, как ни в одной больше пещере этого полуострова.

Как знать, будут ли еще такие. И как знать, будет ли для других это место таким же звучащим и сильным. Мы привезли как-то туда друзей. И они нам тоже говорили об особом чувстве, посетившим их в том сеноте. Так что если вы ищете ответ на какой-то вопрос внутри себя – как знать, не станет ли этот сенот тем местом, где вы найдете искомое?Сеноты на полуострове Юкатан (Мексика) В конце концов, многие сеноты на полуострове Юкатан считались священными. Было ли в этом чистое благоговение индейцев, не понимавших, как образовались эти пещеры, перед величием природы? А может быть, они просто лучше нас чувствовали точки выхода энергии и действительно умели этим пользоваться? Я склонен верить последнему, потому что вполне чувствую, пусть и не везде, но в некоторых местах — вполне ощутимо те самые изменения внутри тонких настроек самого себя…

А пока я лишь могу предложить посмотреть на это максимально приближенно к реальности, насколько вообще может позволить техника. И собирать чемодан, чтобы увидеть это своими глазами и пережить, возможно, то, о чем я пишу.

И это – еще далеко не все сеноты на полуострове Юкатан, которые мы можем показать желающим Отдых в теплых странах и путешествия

2018-05-03T04:04:29+00:00Автор |

4 комментария

1. Светлана 04.05.2018 в 22:40 - Ответить

Очень круто и интересно написано! Зачитываюсь вашими историями! Спасибо за то, что делитесь своими путешествиями с нами!!! И показываете красивые места!!!!

• Антон Несвитский 12.05.2018 в 20:37 - Ответить

Спасибо за обратную связь! Рад, что интересно)

2. Константин 19.06.2018 в 00:03 - Ответить

Потрясающий рассказ и фото, удачи вам ребята))

• Антон Несвитский 27.06.2018 в 03:11 - Ответить

Спасибо огромное!))

Мы знаем, что Вы человек, а не робот, просто соберите картинкуWordPress CAPTCHA

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Подписка на новости

Подписка на новости о путешествиях

Антон Несвитский в facebook

Подписка на новости оформлена!