Путешествие по пустыне: весна, причуды климата и жизнь на песке

В этот раз наше путешествие по пустыне началось так же, как и предыдущий трехдневный поход – приехали мы по той же дороге, пересели в джип в том же селе, но поехали уже в другое место. Место, впрочем, тоже было не так далеко от предыдущего, но выглядело оно совсем иначе.

Бедуинские стоянки всегда защищены от ветра. Либо это относительно небольшие скалы, образующие закрытое (как правило, с трех сторон) углубление с относительно ровной поверхностью, либо это ущелье, где скалы – повыше, расстояния между ними – побольше, но, как правило, стоянки в ущельях удалены от открытых пространств пустыни по максимуму.

В прошлое путешествие по пустыне нам предложили стоянку у скалы, загибавшейся буквой «г», и с третьей стороны был еще один, способный защитить от ветра, изрядный обломок камня. А на этот раз мы встали в ущелье. И были уверены, что ветер нам вряд ли помешает.

Над нами была стена метров 30 высотой, загибавшаяся с обеих сторон в форме полумесяца, с одного конца этой стены был выход в следующее ущелье, полностью закрытое, с другой стороны от открытого пространства долины нас защищала увесистая скала, а прямо по курсу возвышалась стена еще более внушительная, чем наша. По идее, ветру там взяться было совершенно неоткуда.

Но…..

Климат пустыни и причуды природы

Небольшая пещерка, найденная во время путешествия по пустыне

Это путешествие по пустыне убедило нас твердо: если ветер пришел в пустыню, то укрыться от него можно, пожалуй, разве что в узких расщелинах скал. Такие можно найти, нередко они образуются под упавшим камнем, который застрял по пути вниз между отвесными стенами и образовал «домик».

Однако, как правило, такие «пещерки» размером примерно с туалет в хрущевке Отдых в теплых странах и путешествия Не думаю, что в таком месте можно расположиться с относительным комфортом. В остальном же, как показывает практика, если ветер случился, то защититься от него нереально, вопрос лишь в том, будет ли тебя сдувать совсем, или частично Забавное из путешествий

Когда, облазив днем ближайшие ущелья и небольшие каньончики, мы вернулись в лагерь и начали заниматься приготовлением еды, ветер начал задувать все активнее и активнее. У меня возникли фантазии, что, может быть, дело в нашем ущелье, и оно как-то наоборот, создает «трубу», которая усиливает ветер?

Я не поленился и сбегал в соседнее ущелье, где было, на первый взгляд, даже еще более защищенное от ветра место. Но оказалось, что без разницы. Там тоже сифонило преизрядно, и стало понятно, что дело не в нашем ущелье, а в том, что ветер был буквально повсюду. Что делалось на открытом пространстве долины – я даже думать не стал.

В итоге мы провели, можно сказать, героический вечер, сражаясь с огнем, который норовил все время погаснуть, с дымом, который почему-то носило в разные стороны (ветер, кажется, дул буквально во всех направлениях и еще от стен рикошетил), и в борьбе с холодом, который по сравнению с январем (январем – самым холодным месяцем в пустыне!) казался даже более лютым.

Памятуя, что климат пустыни можно обозначить одной фразой «днем – борьба с жарой, ночью – борьба с холодом», я собрал нам ровно тот же комплект одежды, что был и в январе. И не пожалел. При этом мы еще в спальники у костра заворачивались! В этом смысле наше путешествие по пустыне оказалось даже более экстремальным, чем в прошлый раз Отдых в теплых странах и путешествия

Наша стоянка во время путешествия по пустынеА когда ночью уже залезли в палатку – я чувствовал себя каким-то альпинистом-отморозком, торчащим на заснеженном горном склоне и думающим только о том, чтобы не сдуло в пропасть или не засыпало снегом вместе с палаткой Забавное из путешествий

Пропасти, конечно, рядом не было, как и снега, но палатка, которая тряслась от ветра как припадочная, напрягала. Слава богу, она держалась, палатку мы предварительно укрепили камнями, как сделали как-то раз на Онеге.

Путешествие по пустыне: способ установки и закрепления палаткиВ общем, не стоит питать иллюзий, что в пустыне можно и у скалы переночевать, завернувшись в одеяло. Палатка нужна в таких случаях, прежде всего, чтобы противостоять ветру. И о ее свойствах в этой связи лучше подумать заранее.

Впрочем, такой лютый ветер был только первую ночь, был он и на третий день, но днем он как раз кстати, а остальные ночи, кроме первой, мы провели вполне спокойно. В последнюю ночь было даже очень тепло – не понадобились ни спальники у костра, ни весь комплект теплой одежды.

Что интересно, наше путешествие по пустыне в этот раз происходило в дни полнолуния. Небо в первые ночи было ясным, и света  оказалось столько, что местами даже не был нужен фонарь. В это было сложно поверить поначалу, и первое сравнение, которое пришло в голову – с белыми ночами в Карелии.

Вспоминал ту ночевку с удивительным розовым светом над озером, которая случилась с нами по дороге на Белое море в первый раз.

Но луна, конечно, совсем скрыла звезды, и густо-черное небо пустыни, усыпанное звездами в огромном количестве, в этот раз нам не досталось. Впрочем, мы увидели разные состояния пустыни: и встающую еще на закате луну, и удивительный ночной свет, мы пережили сильный ветер, а на третий день в пустыню пришла облачность и выдала удивительные картины неба.

Однако, о тех переживаниях, которые были связаны с состояниями природы, я еще напишу в другой раз, а сейчас отдельного разговора заслуживает весеннее оживление в пустыне.

Путешествие по пустыне: весна

Путешествие по пустыне привело нас в очередной каньон

Это путешествие по пустыне как раз и было связано с желанием посмотреть на нее весной в полной красе. «В пустыне в марте всё зелено!» — говорил наш проводник. Ну, положим, не всё Отдых в теплых странах и путешествия Но если сравнивать с январем и тем более – с летом, то весной пустынные метелки разрастаются действительно по максимуму.

Особенно впечатлило наличие зверья. Вот в прошлом походе мы только следы и видели в основном. Сейчас же удалось застать немало снующих туда-сюда ящериц, каких-то разного вида грызунов, стало намного больше насекомых, птиц.

Для многих путешествие по пустыне ассоциируется с неизбежной встречей со змеями или скорпионами, причем наш проводник допускал возможность появления последних, но в итоге мы их так и не увидели ни разу.

Во время путешествия по пустыне весной мы видели немало цветов...Зелень пустыни – реально истошного цвета. Этот зеленый может быть как салатовым, так и бирюзовым буквально, то есть, с тенденцией к синему. А одно из растений, вырастая с зелеными листьями, со временем меняет окрас, и его листья становятся темно-синими.

Весной в пустыне вырастают даже цветы – есть не только мелкие, но и крупные. Хотя, впрочем, потрясает не это, а то, как все эти цветы и вообще растения вырастают на такой почве, местами – буквально на камнях. Просто невероятно!

Путешествие по пустыне весной - возможность увидеть животных пустыниПустынные растения всегда для меня были и остаются символом огромной жизненной силы – это ж какие внутренние свойства нужно иметь, чтобы вырасти на камнях, сохранять влагу, уметь уходить в состояние какого-то замирания, анабиоза, если условия становятся слишком засушливыми, а потом превращаться из сухой колючки в цветущий куст!….

Весной бедуины буквально  переезжают в пустыню на всю весну пасти скот. За соседней горой у нас как раз был их лагерь. До них было не менее получаса пешком, о том, что они вообще там, мы бы не узнали, если бы путь к нашей стоянке не пролегал мимо них. Выйдя в один из дней в долину, мы увидели целое стадо коз и маленьких козлят, которое «выгуливали» бедуинские женщины.

Лагерь бедуинов, который мы видели во время путешествия по пустынеА уже выезжая из лагеря обратно, в сторону Дахаба, мы заехали к родственникам нашего проводника, которые стояли лагерем где-то в десятке километров от нас. Там мы увидели более серьезный лагерь на несколько семей, расположившихся там на всю весну.

Глядя на их лагерь, невольно вспоминались древние кочевые племена – жизнь на земле, прямо со скотом для них – совершенно обычное дело. Кажется, бедуины как раз сумели сохранить многие из навыков, которые были свойственны человеку, выживавшему в дикой природе.

Заезд в бедуинский лагерь во время путешествия по пустынеНапример, они вполне могут в пустыне поймать варана, и… съесть его. Мясо, мол, вкусное и очень полезное Забавное из путешествий Не поспоришь. Но все-таки разделывать в пустыне только что бегавшего варана – нет, я к такому пока не готов, разве что только жрать станет нечего совсем Отдых в теплых странах и путешествия

Но, тем не менее, почему-то меня очень тянет все глубже и глубже изучать эту жизнь, предельно близкую к природе, и я понимаю, что многое в ней – действительно подлинно, хотя для «цивилизованного человека» порой сложновато.

Жизнь на песке: о бедуинских привычках и о нашем здоровье

Собственно, в такой жизни у тебя всего 2 положения – на ногах или сидя/лежа на земле, точнее — песке. Я всегда обращал внимание на то, какие у бедуинов прямые спины. Сгибаются они только к старости, и то – не все. А про молодых и говорить нечего, у большинства – никаких признаков сколиоза.

Все начинается с детства, конечно. Ты привыкаешь сидеть, спать, многое делать на земле. Привыкаешь держать спину, а не бросать ее на стул, привыкаешь ходить по камням, горным тропкам и уступам скал, многие очень «ключевые» (особенно для осанки и движения) мышцы тренируются сразу и качественно, при этом, сидение на земле способствует растяжке и помогает давать работу суставам.

Каньон Зигзаг, который мы прошли во время путешествия по пустыне

Часто ли вы, сидя на стульях и диванах, вынуждены активно сгибать колени, локти, искать равновесие, приседать не один десяток раз за вечер, чтобы встать и принести что-то нужное или отлучиться куда-то? Вряд ли. На такой подвиг городские жители способны только в спортзале, и то – не все и не каждый день.

А здесь – просто нет вариантов. Сначала кажется, что напряжение в теле только нарастает, на земле расслабиться полностью не удается. Но потом тело начинает довольно быстро адаптироваться. И когда я на третью ночь лег в палатку – я реально не ощутил никаких неудобств в плане спанья на земле. Я чувствовал, что тело реально расслабилось.

Когда так проживешь несколько дней, то вдруг в теле открывается то самое «второе дыхание». А потом наступает привыкание к этому. Мышцы начинают работать более бодро, возникает ощущение тонуса, причем – постоянного, до позднего вечера, пока не устанешь совсем.

Хотя первые сутки кажется, что еще немного – и все отвалится совсем. Это при том, что мы в целом не сидим постоянно на месте, тренированные люди и практикуем такие вылазки уже сильно не первый год, как и спортом заниматься тоже не «вчера начали». Наверное, потому мы все-таки и адаптируемся быстрее и можем не просто «вынести это», а действительно получить в таких условиях удовольствие.

Но большинство цивилизованных людей привыкли жить в условиях минимальной нагрузки. И когда приходится (вдруг!) бежать за автобусом, то становится понятно, что кроме как просиживать диван дома и стул на работе, этот человек физически ничего и не может толком…

Мне близок критерий древних греков, «он не умеет ни читать, ни плавать» – так говорили о человеке, считавшемся необразованным, неразвитым. При всем уважении к человеческому интеллекту, я все-таки не могу считать как минимум для себя развитие последнего единственным критерием счастья.

Причудливые углубления в скалах, найденные в путешествии по пустыне

Плохое развитие тела само по себе доставляет немало неудобств и приводит к болезням. Но тут, конечно, каждый сам для себя будет решать – стоит ли ему вообще задумываться над этим, и если тренировать себя, то как, и где жить, какой образ жизни вести, чтобы сохранить здоровье на как можно более долгий срок.

Для меня же становится очевидным, что жизнь на природе этому способствует больше, чем что либо. Во-первых, потому, что все движения – естественны. Тренажеры, которые будут избирательно увеличивать объем и даже силу отдельных мышц, на практике могут ничего не давать, потому что в любом движении участвует не одна группа мышц, и если тренироваться слишком избирательно, выполнить комплексное движение будет непросто.

Проще говоря, накачанный бицепс не дает вам гарантии того, что вы сможете залезть на скалу, а накачанные мышцы плеч совсем не гарантируют эффективного подъема тяжести при такой необходимости. А здесь тренируются сами движения, сами навыки, не оторванные от практического применения.

Во-вторых, жизнь человека подвергается на природе намного меньшему количеству реальных опасностей. Как часто в городе можно услышать наставления детям – «не тяни руки в рот, подхватишь микробы, заразишься!» и т.д. И да, после «рукопожатий», совершенных с поручнями в общественном транспорте, с деньгами, в общем, со всем, что было «захватано» кучей людей – действительно хочется долго и со вкусом мыть руки. И бояться, что заразишься какой-нибудь инфекцией, которые имеют тенденции распространяться именно в перенаселенных городах.

Путешествие по пустыне: дерево и ущелье

Видимо, эта среда, переполненная заразой – что-то вроде страховки от чрезмерного скопления людей. Хотя сейчас люди предпочитают во время эпидемий запираться дома, а не думать о том, как вообще перестать жить в такой человеческой мясорубке.

Но для тех, кто готов жить как-то иначе, природа предоставляет среду, свободную от того, чего многие из нас так боятся в переполненных городах. И да, там спокойно можно рукой пошариться в песке, а потом ею же взять еду. И ничего не случится. Там вообще нет как такового понятия «грязи».

Я, в общем-то, хорошо понимаю, что скопления людей дают возможность развиваться интеллектуально, в деловом смысле, и целью этого размышления совсем не является доказательство полной бесполезности «цивилизованного» образа жизни.

Но не видеть того, что мы утратили, отказавшись от жизни в ритме природы и вместе с ней – я не могу. И понимаю, что моя цель – это не отрицать что-то одно, а постараться совместить это с максимальной пользой как для здоровья, так и для интеллекта.

Но там, в пустыне, я ощущаю действительно глубокую свободу от всех этих неприятностей человеческих скоплений и действительно чувствую себя здоровее. И каждый раз стараюсь вынести из походов все то, о чем говорит тело – в чем оно нуждается, что оно хочет, что – может, к чему стремится….