Филиппины. Остров Миндоро. Водопад Глории

Немного географии острова Миндоро

Это путешествие было особенным. Так далеко в глушь чужой страны мы еще не забирались.

Крупное шоссе на острове Миндоро одно — вокруг острова. Причем филиппинские деятели не смогли построить всего 1.5 км дороги, чтобы получилось кольцо.

Круг разомкнут, и чтобы попасть из двух точек, расположенных на разных сторонах от разрыва, но при этом близко, надо или объезжать остров вокруг по дороге, километров 500 – общая протяженность «незавершенной» дороги, или переправляться на лодке.

Отдых на острове Миндоро (Филиппины)Вся цивилизация расположена в нескольких городках вдоль этой дороги. Наша часть может считаться наиболее туристической, хотя здесь, на острове Миндоро, это тоже с натяжкой цивилизация.

Наш поселок – как раз у разрыва дороги, на краю, но этот наш край острова Миндоро находится ближе всего к более крупному острову, где Манила и аэропорт. Поэтому, чтобы сильно далеко не ездить, здесь обосновались несколько отелей и дайв-клубов, мелкими поселками, разбросанными по 5-10 км друг от друга.

Отель на острове МиндороА уехали мы ровно на середину кольца, проехав половину дороги, то есть дальше всего от туристической жизни. В городках в глубине острова нет даже гостиниц, которые можно забронировать. Точнее, со скрипом нашли пару.

Туда приезжают в основном свои, кто побогаче, и иногда — азиатские соседи. Мы кого-то видели, похоже, из Индонезии. А так вообще гостиница была пуста. Мальчик, встретивший нас вечером, звонил хозяину, чтобы разобраться, кто такой букинг Забавное из путешествий

В этой глуши даже розетки не рассчитаны на белых туристов. Розетки азиатские, 2 щелочки. Видать, под стать глазам Отдых в теплых странах и путешествия Для наших вилок нужен был бы переходник. Слава богу, компьютер вечер протянул и без розетки. Связи никакой толком нет. Мобильники ловят только на шоссе. В деревнях что-то там ловит, конечно, но интернет это не осилит уже никак.

Городок, рядом с которым предположительно находился водопад, назывался Глории Мы переночевали в отеле и с утра отправились на поиски водопада.

Как начинались поиски водопада Глории

На байке к водопаду Глории по острову Миндоро (Филиппины)Начиналось все вообще довольно странно. Еще в первые дни на острове Миндоро мы увидели проспект, в котором было написано, что где-то в этих краях есть водопад. Купили проспект в надежде, что там будут хоть какие-то указания, как добраться. Их не оказалось. А вот фото в итоге помогло Забавное из путешествий

Кто и когда придумал этот проспект – неизвестно, но никаких экскурсий туда никто не водил. Указателей с дороги не было, в отличие от водопадов Tukuran, где был, пусть и труднозаметный, но столб-указатель у дороги. Видимо, искомый нами водопад Глории был снят исключительно для красоты.

Кто-то местный что-то когда-то сфотографировал, и до кучи, показать красоту острова, впендюрил в этот проспект, понимая, что вряд ли кто-то из белых туристов туда попрется…. Но водопад Глории там был на самом деле, как потом выяснилось, и некоторые местные хотя бы знали, что он есть.

«Остановка «где-то тут» будет «где-то таПоиск проводников к водопаду Глориям» — пишут российские маршруточники. Вот так и здесь. «Где-то там» помогло нам притащиться в какую-то богом забытую деревню, и наконец, у центра местной жизни – ларька – народ собрался вокруг нас с желанием помочь.

Как только началась дискуссия местных по поводу как туда добраться, мы постарались добиться, чтобы нас туда проводили. Понятно, что бакшиш подразумевался.

Вызвались двое. Видимо, чтобы не страшно было Отдых в теплых странах и путешествия Мужики заправились бензином, получили от заправщика очередное «где-то там» – и мы поехали.

Переправа через реку с байкамиПриехали на край реки, которая в сухой сезон была не полноводна, текла в несколько ручьев, с кучей отмелей. Утешает, конечно, что там был не бурный поток (тогда наше путешествие закончилось бы тут же), но на тот момент нам предстояло «всего лишь» перейти ее вброд. Вместе с байками Забавное из путешествий

Когда наш утоп там почти до самого верха колеса, я отчаянно стал вспоминать, где у него свечи. Но, похоже, я даже и не знал этого, ответом мне была внутри пустота Отдых в теплых странах и путешествия Ну в общем, я очень надеялся, что их не зальет, и мы заведемся.

Уж не знаю, где там были в итоге свечи, но факт, что завестись получилось. Дальше мы проплутали некоторое время в сельской глуши, потому что у наших проводников кончилась смекалка, и «где-то там», видимо, себя исчерпало.

Деревня в глубине острова МиндороОднако, они нашли пару местных домов в самой гуще леса, где им что-то сказали, видимо, более внятное, чем «где-то там». И после этого мы как раз приехали к небольшому скоплению домиков (поселком язык не поворачивается назвать, потому что это всего 3-4 дома на ближнем берегу речки, и еще несколько на приличном расстоянии друг от друга в еще большей чащобе уже на дальнем берегу)….

Там и нашелся, наконец, местный проводник, который точно знал, где же водопад Глории. Те двое местных, кто нас привез, решили пойти с нами и доставить потом нас в сторону большой дороги, да и водопад сами хотели посмотреть, с проводником заодно потрындеть, в общем, им тоже было чем заняться.

Дорога через джунгли к водопаду Глории

Все дальнейшее напоминало какой-то фантастический фильм. Мы шли сначала вдоль русла реки, местами переходя ее, речка извивалась, двигаться можно было по разным сторонам, но частично – посуху.

Река по дороге к водопаду Глории на острове Миндоро (Филиппины)Потом посуху стало окончательно невозможно – берега становились отвесными, ущелье, по которому текла река, сужалось, стены становились все выше и выше, и еще через какое-то время мы окончательно потерялись в каньоне.

Воды было сначала по щиколотку, потом – по колено, местами я пару раз провалился по пояс, озабоченный в основном фотоаппаратом, а не собственными ногами. По дороге встретили несколько совсем отдаленных домов и местных, которые нам в основном удивлялись, но удивлялись доброжелательно.

Жизнь на Филиппинах, остров МиндороМы думали о том, что чувствуют эти люди, когда на несколько месяцев в году оказываются отрезанными, по сути, от остального мира бурной рекой… Двумя, если быть точнее – этой, узкой, но бурной во время сезона дождей, и той, через которую мы переправлялись на байке. Там-то в сезон дождей вообще полный потоп….

Понятно, что при необходимости переправляются как-то, но этот мир – в нем нет власти, нет общего режима, нет начальств и распорядителей, кому и как жить, там каждый выживает, как может, и полагается, видимо, только на свои силы, переживая местами жесткие ритмы природы как нечто естественное.

Да, эти люди ограничены в перемещениях и бытовых благах, подчас они борются за выживание, а не за качество жизни, но мне кажется, что порой их качество жизни в чем-то превышает наше.

Деревня на острове МиндороПомню, меня еще в Египте торкнуло от известия, что какая-то часть бедуинов вообще не имеет документов. Нет нужды. Они живут в горах, территория это огромная и по климату специфическая.

Выжить там может далеко не каждый, и востребованы там только часть благ цивилизации. У них есть машины, да, и у некоторых – даже телевизоры и бытовая техника. Не все они там живут в «кибитках» и «хибарках».

Но всегда в большой семье/племени есть кум/сват/брат или друг, кто может на себя что-то оформить. Дела с государством – это вообще для них «запарка», сродни работе, которую кто-то в племени делает, имея за это свои блага и выгоды, но и геморроя….

Да и не в этом дело – даже те, у кого есть документы, могут в любой момент уйти в горы. Вот это ощущение, что никто физически не сможет лишить тебя твоей территории, изменить твою жизнь без твоего ведома, «перерубить кабель» — вот это свобода.

На байке к водопаду Глории по острову Миндоро (Филиппины)Не обязательно уходить в горы или джунгли жить. Достаточно даже знать, что ты можешь выжить там, где тебя просто не найдет никакая власть и не сможет портить тебе жизнь. Как будто у тебя всегда есть в запасе такое место, куда, в крайнем случае, можно всегда уйти и жить своей жизнью, пусть простой и незатейливой. Но своей.

Причем, вспомнить нашу Сибирь или Белое море. Туда уходили далеко не всегда те, кто был откровенно не в ладах с законом. Много было таких, кто хотел просто, чтобы ничего не навязывали – ни идеологию, ни то, как строить отношения в семье, ни по какому графику жить, ни то, чем лучше зарабатывать….

Люди просто хотели выбирать все сами – во что верить, как защищаться, по каким принципам взаимодействовать с окружающим миром, в каком ритме жить, на что опираться…. И дело совсем не в проблемах с законом.

Домашняя живность на острове МиндороЯ вот об этой части, да. О свободе от мнений, идеологий, ритмов, принципов, и того, что хорошо, а что плохо. Как говорится, может я сам решу?…. Вот и они – решают сами. Но могут ли оценить?

Думаю, там есть разные люди. Кто-то не видит варианта жить иначе. А кто-то, возможно, и не хочет. Всегда и везде были свои «крокодилы Данди», которые выбирали этот вариант жизни более или менее осознанно.

Водопад Глории на Филиппинах (остров Миндоро)Перед водопадом Глории было несколько развилок в узких каньонах, и без проводника, думаю, можно было реально заблудиться. Каньон сузился до предела, можно было руками практически опираться на обе стены, скользкие камни, вода под ногами, полностью заросший джунглями верх, практически не пропускающий солнце.

Стены были метров 5-6 высотой, черные, без единой зацепки, чтобы вылезти наверх. Такие места считаются очень опасными, потому что если где-то выше по течению пойдет дождь – из каньона будет просто некуда деваться. И поток воды может расплющить о скалы только так.

Плюс, с дождем часто приносит довольно крупные бревна, а потому угроза быть еще и бревном придавленным, не особенно радует. Впрочем, сейчас там не сезон дождей, вероятность этого была крайне мала. И все же, само осознание этого доставляло некоторое количество адреналина.

Водопад Глории

Как найти водопад Глория на острове Миндоро на ФилиппинахА потом мы пришли на водопад Глории. С высоты больше десяти метров по узкой расселине извергалась вода практически одной плотной струей. Мы подходили к водопаду, пытались пощупать силу струи. Тот еще гидромассаж. Если встать под него – просто собьет с ног.

Местные притихли. Все стояли и смотрели. Молча. Щелкал иногда затвор фотоаппарата. Когда мы шли обратно – я практически не чувствовал ни усталости, ни вообще себя. Я просто ловил остатки хороших кадров и ни о чем не думал. Мы почти не разговаривали, только иногда обращали внимание друг друга на какие-то особенно интересные скалы или красивые деревья.

Дойдя до исходной деревеньки, от которой мы шли пешком, мы поблагодарили проводника и с двумя другими поехали обратно переправлять байк через реку еще раз Забавное из путешествий Потом, перебравшись, мы их отпустили, остались посидеть там на реке. Впереди было 200 километров дороги домой. А на байке это сомнительное удовольствие….

Но сидя там, на берегу, на закате, я понял, что я хочу иметь такое место в относительной доступности. Труднодоступное место, но так, чтобы я знал, как туда добраться и как там выжить. Территорию свободы. На всякий случай. И просто чтобы любоваться иногда.

По дороге к водопаду Глория на ФилиппинахПотом, когда я переосмысливал спустя время произошедшее, я думал, что вот – мы окончательно оторвались от той реальности, в которой жили раньше. И даже многие мои друзья не решились бы пойти в такую глушь, неизвестно с кем и куда, доверившись исключительно собственной интуиции в выборе попутчиков и чутью в выборе места, все – наугад, по наитию, и жутко далеко, куда не ступала нога белого человека….

Вы себе представьте только. Вы заезжаете в глушь филиппинских деревень, где белых видели от силы 2-3 раза за последние годы. А некоторые, судя по лицам – вообще никогда. Вы ищете проводников, которые почти не говорят по-английски. Которые не отведут вас туда, куда вам надо, а лишь найдут того, кто отведет, в еще более отдаленной деревне.

Дорога через каньон на острове МиндороДля этого надо 2 раза переправиться на байке через реку с весьма быстрым течением, поездить по бездорожью и все причитающееся. Потом найти того, кто отведет, и потом идти минут сорок по руслу горной реки, по зарослям, по колено в воде, а потом еще минут сорок по каньонам, где не видно солнца, и местами в воде уже по пояс….

И дойти до водопада Глории, который бьет из расщелины по отвесным скалам. Куда почти не ходят люди. Даже местные — не все знают этот водопад Глории.

И тогда мы окончательно перестали быть с теми, кто ездит на курорты и даже в самостоятельные путешествия, не сильно удаляясь от цивилизации. Мы стали смотреть на других людей – на тех редких отчаянных путешественников, кто заезжает на далекие острова, поднимается к кратерам вулканов, общается с дикими племенами и способен пройти много километров по нехоженной местности ради только одного прикосновения к чудесам природы, скрытым от большинства людских глаз.

Дорога к водопаду на острове МиндороИменно там мне было безумно легко. Даже в холодной воде, даже с камнями, пытавшимися забиться в сандалии, со страхом промочить фотоаппарат и невозможностью толком опереться на осклизлые скалы.

Тяжело стало потом. Утром следующего дня почему-то отчетливо вспомнились черные скалы, обступающие тебя, не дающие возможности увидеть солнце из-за плотного переплетения растений, а ты стоишь внизу, маленький и беззащитный, и теоретически, если бы это был сезон дождей, и где-то выше в горах пошел бы дождь, за считанные минуты поток мог бы набрать такой оборот, что тебя легко бы швырнуло о скалы с вытекающими последствиями….

Внутренняя экология

В такие моменты понимаешь, что ты — только часть экосистемы, причем довольно ничтожная. Что никакой ты не «царь природы» – и какой только идиот придумал эту формулировку? Кому такое взбрело в голову и на основании какого помрачения рассудка с манией величия? А мы ведь верили какое-то время в эту байду….

Дорога через рисовые поля к водопаду Глории (Филиппины, остров Миндоро)Ты – только часть определенного круга, звено в цепочке, причем не самое основное…. Что твой разум – один из возможных способов  выживания на планете, ничуть не лучше самосознания кита или улитки, у которых есть свои защитные механизмы, порой не менее разумные, чем у человека….

Просто мы говорим словами и умеем строить экскаваторы, например. А крупный зверь своими лапами может вырыть берлогу размером с эту яму без всякого экскаватора…. Мы строим небоскребы, а природа отлично построила уже миллионы лет назад такие здания и создала такие ландшафты, что человеческие хибарки типа Эмапйр-Стейт-Билдинг — просто унылая палка, не в том месте торчащая из земли Отдых в теплых странах и путешествия

Мы делаем лекарства от эпидемий, но у природы есть растения, которые давно предусмотрены чуть ли не на все виды заболеваний, а то, что мы сбиваемся в кучи и живем в неестественных для природы условиях – так, видимо, она и усложняет жизнь людям в т.ч. вирусами.

Дорога на водопад Tukuran на острове Миндоро на ФилиппинахНе потому что она на людей зла, а просто для нее неестественно неравномерное распределение людей и создание экологически опасных мест, вот она и прореживает популяцию… И каждый вид по-своему борется за выживание. Мы – просто не лучше. Местами – даже хуже.

Я не обесцениваю красоту человеческого интеллекта и богатый мир чувств, внутренний мир человека создает прекрасные вещи – стихи, картины, музыку, он может оперировать абстрактными понятиями и познавать окружающий мир через логику, осознавать взаимосвязь вещей.

Я не обесцениваю медицину, пока она не отрывает человека от всего остального мира, не обесцениваю прогресс, который создал транспортные средства, способные показать нам весь этот мир. Я лишь говорю о том, что где-то человечество зарвалось…

Где-то произошел отрыв от той экосистемы, в которую мы все вплетены, хотим мы того или нет. А когда пытаемся «не хотеть» этого, так или иначе расплачиваемся зависимостью от цивилизации и полной неспособностью выжить где-то еще, кроме специально оборудованных загонов – иначе их и не назовешь….

Дорога на водопад Глория на острове МиндороИ при всем этом человек ведет себя как захватчик, считая, что имеет какие-то особые права на планете. Хотя помести его без целого обоза спецсредств в любой лес на несколько суток – и ему кранты без вариантов.

…В тот же вечер, накануне похода на водопад Глории, посмотрел в гостинице со своего ноутбука фильм «Инстинкт» с Энтони Хопкинсом. Посмотрите, если кто не видел. Уверяю — зацепит. Именно на эту тему. Совпадения такого рода не бывают случайными.

Мне нужно было понять, что и я со своими привычками собирать мусор и никогда ничего не оставлять на природе, все равно не достаточно для нее стою. То есть, я не сделал для нее ничего. Кроме уборки мусора со стоянок. Я ей пользовался и восхищался, но я для нее мало что сделал. Спасибо, что хоть открытого вреда я за собой не помню…

Дорога на водопад Tukuran на острове Миндоро на ФилиппинахИ все это, знаете, как-то страшно стало. Что мы вообще ничего для нее не делаем. А, соответственно, не делаем для себя. А потом удивляемся — откуда болячки? Откуда напряжение лишнее? Откуда сбои в механизмах защиты и регуляции? Да потому что…

Я сейчас стал очень сильно чувствовать связь с местом, где я живу. И понимаю, что это – только начало. Я стал чувствовать вкус и качество воды, то, что происходит с кожей и волосами от атмосферы, ветров, воздуха вообще, как зависит состояние от неба, движения светил, настроение – от волнения моря, внутренние ощущения — от особого вкуса и свойств местных продуктов  и т.д.

Вот это встраивание себя в экосистему мне порой дается болезненно. Прям какие-то остатки чего-то старого приходится с мясом отрывать. Особенно заморочки ума, который, в стиле своей гордыни активно нашептывает «как должно быть», а ты сравниваешь со своим настоящим, и понимаешь, что эти ритмы ты не в состоянии контролировать ничем Отдых в теплых странах и путешествия

Потом находишь в себе силы следовать, и наступает на какой-то период успокоение, новое ощущение себя заполняет и позволяет быть спокойным. А потом ум в какой-то момент снова начинает поднимать голову и напоминать о старых стилях самоощущения и существования, и на какое-то время поддаешься иллюзии, что ты что-то контролировал и надо «вот еще поднажать»….

Филиппинские джунгли по дороге к водопаду Глории (остров Миндоро)А потом снова понимаешь, что ты можешь действовать только в гармонии со средой. Если твое действие не в гармонии – она больше не даст тебе действовать, она, в том числе, больше не дает разрушать себя самого… Но воспринимается это порой тяжело. Непривычно настолько в этом находиться. И с другой стороны — не хочется уходить оттуда…

И с этого момента все, что ты делаешь, воспринимается с вопросом – а как оно встроено в экосистему? И иногда понимаешь, что с трудом. И что за все, что так или иначе ей вредит, ты несешь ответственность.

За что-то да, можно ее и нести, если тебе это важно для выживания, как древние люди несли ответственность за убийство животных, если это было нужно для выживания. А в чем-то тебе нужно себя ограничить, какое-то твое действие может быть избыточно неэкологичным…

Но это все равно что начинать строить новую систему моральных принципов, только уже не по отношению к людям, а по отношения к природе, а это влечет за собой и пересмотр ориентиров относительно людей тоже…

Вот почему после этого путешествия было какое-то время отчаянно тяжело. И, в то же время, ощущалось какое-то освобождение. Как будто ты точно знаешь, что искать и куда идти. И нет в этом больше никаких сомнений.